Неточные совпадения
Нет, одно
существование на свете Надежды Васильевны придало всем его планам совершенно особенный
смысл и ту именно теплоту, какой им недоставало.
Тот хаос, в который сейчас ввергнут мир и за ним мысль, должен был бы привести к пониманию неразрывной связи истины с
существованием Логоса,
Смысла.
Социализм, употребляя это слово в радикальном
смысле, не может решить основных вопросов человеческого
существования.
Социальная борьба, отвлекающая человека от размышлений над своей судьбой и
смыслом своего
существования, уляжется, и человек будет поставлен перед трагизмом смерти, трагизмом любви, трагизмом конечности всего в этом мире.
Тогда только оценил я все безотрадное этой жизни; с сокрушенным сердцем смотрел я на грустный
смысл этого одинокого, оставленного
существования, потухавшего на сухом, жестком каменистом пустыре, который он сам создал возле себя, но который изменить было не в его воле; он знал это, видел приближающуюся смерть и, переламывая слабость и дряхлость, ревниво и упорно выдерживал себя. Мне бывало ужасно жаль старика, но делать было нечего — он был неприступен.
Вместо того, чтоб ненавидеть смерть, она, лишившись своих малюток, возненавидела жизнь. Это-то и надобно для христианства, для этой полной апотеозы смерти — пренебрежение земли, пренебрежение тела не имеет другого
смысла. Итак, гонение на все жизненное, реалистическое, на наслаждение, на здоровье, на веселость на привольное чувство
существования. И Лариса Дмитриевна дошла до того, что не любила ни Гете, ни Пушкина.
И каждый раз с пронизывающей меня остротой я ощущаю, что
существование мира не может быть самодостаточным, не может не иметь за собой в еще большей глубине Тайны, таинственного
Смысла.
Парадокс моего
существования в том, что, будучи асоциален и антисоциален в одном
смысле, в другом
смысле я был очень социален, так как стремился к социальной правде и справедливости, к социальному освобождению, к братской общности людей.
Если допустить
существование вечности адских мук, то вся моя духовная и нравственная жизнь лишается всякого
смысла и всякой ценности, ибо протекает под знаком террора.
Я верил в
существование истины и
смысла, независимых от мировой и социальной среды.
Жажда личного спасения стала основным мотивом истории, и временное непонимание
смысла истории,
смысла земного
существования человечества во времени стало как бы исполнением этого
смысла.
Понять
смысл истории мира значит понять провиденциальный план творения, оправдать Бога в
существовании того зла, с которого началась история, найти место в мироздании для каждого страдающего и погибающего.
Существование зла в мире не только не есть аргумент в пользу атеизма, не только не должно восстанавливать против Бога, но и приводит к сознанию высшего
смысла жизни, великой задачи мировой истории.
Разум должен прекратить свое изолированное, отсеченное
существование и органически воссоединиться с цельной жизнью духа, тогда только возможно в высшем
смысле разумное познание.
Земная жизнь человека и человечества лишилась бы всякого религиозного
смысла, если бы для каждого существа жизнь эта не была неповторяемым делом спасения, если допустить возможность отложить дело спасения до новых форм
существования (метемпсихоз) и перенести в другие миры.
Все культуры древнего мира имели в этом деле свою миссию,
существование их имело религиозный
смысл.
А если, сверх того, предложить еще вопрос: какую роль играет государство в
смысле развития и преуспеяния индивидуального человеческого
существования? — то ответом на это, просто-напросто, является растерянный вид, сопровождаемый несмысленным бормотанием.
И действительно, не проходит нескольких месяцев, как страсти уже утихли, волнения отчасти усмирены, отчасти подавлены, и
существование князя Ивана Семеныча само собой утрачивает всякий raison d'etre. [
смысл (франц.)]
Всю дорогу поручик старался выпытать у Аггея Никитича, что он дальше намерен предпринять; но тот отмалчивался, так как действительно чувствовал, что с ним происходит что-то неладное в
смысле физическом и еще более того в нравственном; он уже ясно предчувствовал, что все это глупое и оскорбительное для него событие прекратит его поэтическое
существование, которым он так искренно наслаждался последнее время, и что затем для него настанет суровая и мрачная пора.
И потому, как бы мы ни скрывали это от себя, мы не можем не видеть, что
смысл жизни нашей не может быть ни в нашем личном плотском
существовании, подверженном неотвратимым страданиям и неизбежной смерти, ни в каком-либо мирском учреждении или устройстве.
Церковь как церковь, какая бы она ни была — католическая, англиканская, лютеранская, пресвитерианская, всякая церковь, насколько она церковь, не может не стремиться к тому же, к чему и русская церковь, к тому, чтобы скрыть настоящий
смысл учения Христа и заменить его своим учением, которое ни к чему не обязывает, исключает возможность понимания истинного, деятельного учения Христа и, главное, оправдывает
существование жрецов, кормящихся на счет народа.
Хочет он узнать
смысл и цель своего
существования, ему не говорят или же говорят нелепости; он стучится — ему не отворяют; к нему приходит смерть — тоже против его воли.
Но скорее всего, даже"рассмотрения"никакого мы с вами не дождемся. Забыли об нас, мой друг, просто забыли — и все тут. А ежели не забыли, то, не истребовав объяснения, простили. Или же (тоже не истребовав объяснения) записали в книгу живота и при сем имеют в виду… Вот в скольких
смыслах может быть обеспечено наше будущее
существование. Не скрою от вас, что из них самый невыгодный
смысл — третий. Но ведь как хотите, а мы его заслужили.
Вы, дамы, живете только для одной этой сущности, она для вас все, без нее ваше
существование не имело бы для вас
смысла.
Он быстро привык к новому месту. Механически исполнительный, всегда готовый услужить каждому, чтобы поскорее отделаться от него, он покорно подчинялся всем и ловко прятался за своей работой от холодного любопытства и жестоких выходок сослуживцев. Молчаливый и скромный, он создал себе в углу незаметное
существование и жил, не понимая
смысла дней, пёстро и шумно проходивших мимо его круглых, бездонных глаз.
Но в действительности он облюбовал только одну из них, а именно ту, которая называется табелью о рангах, и в ней замкнул весь
смысл своего
существования.
Подметить эти новые фазы его
существования, определить сущность его нового
смысла — это всегда составляло громадную задачу, и талант, умевший сделать это, всегда делал существенный шаг вперед в истории нашей литературы.
Анри Беранже в своей статье «Интеллигентный пролетариат во Франции» говорит: «Целая половина парижских врачей находится в положении, не достигающем уровня безбедного
существования; большая же часть этой половины в действительности нищенствует, — нищенствует в буквальном
смысле этого слова, так как представители этой профессии нередко ночуют в ночлежных домах.
Убеждение это до такой степени стало общим и твердым, что родители, по совету врачей, устраивают разврат для своих детей; правительства же, единственный
смысл которых состоит в заботе о благосостоянии своих граждан, учреждают разврат, то есть разрешают
существование сословия женщин, долженствующих погибать телесно и душевно для удовлетворения распущенности мужчин.
Однако им принадлежит самостоятельное бытие в том
смысле, что они являются онтологическим prius [Первооснова, основание (лат.); букв.: предыдущее, предшествующее, первичное.] вещей, в силу которого возможность (δυνάμει δν) переходит в действительность (ενεργεία öv), причем каждая форма имеет пребывающее, вечное
существование, а совокупность форм образует их иерархию или организм.
Т. 1. С. 140).], и, чтобы не подвергнуться очистительной и убийственной карме [Карма — букв.: «деяние», «поступок» — одно из главных понятий индийской философии, обозначающее в самом широком
смысле совокупность всех человеческих поступков и их последствия в его последующих
существованиях.] дальнейшего диалектического процесса, на который обречено отвлеченное от всякого содержания или окачествования бытие у Гегеля, надо с самого же начала спасти его от превращения в ничто определенным что.
Может быть два значения этого не по
смыслу тварного ничто, которым соответствуют два вида греческого отрицания: ου и μη (d privativum к этому случаю совсем не относится): первое соответствует полному отрицанию бытия — ничто, второе же лишь его невыявленности и неопределенности — нечто [В новой философии развитие между μη и ου отчетливее всего выражено Шеллингом в его «Darstekkung des philosophischen Empirismus» (A. W. II, 571): «μη öv есть несуществующее, которое лишь есть несуществующее, относительно которого отвергается только действительное
существование, но не возможность существовать, которое поэтому, так как оно имеет пред собой бытие, как возможность существовать, хотя и не есть существующее, однако не так, чтобы оно не могло быть существующим.
Но если не суждено человечеству окончательно выродиться, то оно поймет когда-нибудь, что
смысл его
существования — не в трагическом преодолении жизни, а в бестрагичном, гармоническом слиянии с нею.
Есть ли хоть какой-нибудь
смысл в их
существовании?
— О, будь покойна: то, что я скажу, не составляет ничего важного, я просто припомнила в пример, что этот человек, по-видимому, столь холодный и самообладающий, при известии о твоей свадьбе стал такая кислая дрянь, как и все, — точно так же одурел, точно так же злился, корчился, не ел и не находил
смысла в своем
существовании. Он даже был глупее чем другие, и точно гусар старинных времен проводил целые дни в размышлении, как бы тебя похитить. Я уж не знаю, что может быть этого пошлее.
Так называемый мировой порядок и так называемая гармония мирового целого никогда не были созданы Богом Бог совсем не есть устроитель мирового порядка и администратор мирового целого, Бог есть
смысл человеческого
существования.
Человек обречен жить в историческом целом и в нем черпать
смысл своего
существования, превышающий обыденность, хотя бы его
существование было раздавлено этим целым.
Эта свобода не есть свобода воли, как свобода безразличия, не есть свобода воли в школьном
смысле, она глубже, связана с целостным
существованием человека, она есть свобода духа, творческая духовная энергия.
Наиболее объективированное познание математическое, оно наиболее общеобязательно, охватывающее все цивилизованное человечество, но оно дальше всего от человеческого
существования, от познания
смысла и ценности человеческого
существования.
Но и свобода предполагает
существование истины,
смысла, Бога.
При этом эта зависимость наиболее велика, когда речь идет о глубинном познании духа,
смысла и ценности человеческого
существования.
Христианское сознание отрицает
существование рока в античном греческом
смысле как несовместимого с Богом и человеческой свободой.
Смерть есть не только бессмыслица жизни в этом мире, тленность ее, но и знак, идущий из глубины, указующий на
существование высшего
смысла жизни.
Чтобы понять
смысл социологического детерминизма марксизма и изобличения им иллюзий сознания, нужно обратить внимание на
существование в марксизме совсем другой стороны, по видимости противоречащей экономическому материализму.
Напрасно Гекер сводит литургическую жизнь церкви к внешнему обряду, к чему-то вроде суеверной магии, а то время как в ней есть духовная глубина, есть отображение небесной жизни, Учение Хомякова о церкви, т. е. учение о соборности и свободе, представляется Гекеру утопией, которая нигде никогда не была реализована, только потому, что для него реальность исчерпывается эмпирической данностью, что он не способен понять
существования идейного в онтологическом
смысле мира, который находится за миром эмпирическим, противополагается ему и вместе с тем действует в нем.
Диалектика предполагает
существование Логоса,
смысла, раскрывающегося в диалектическом развитии, диалектика может быть присуща лишь мысли и духу, а не материи.
И всегда были и теперь есть среди этих людей еще такие люди, которые вследствие своего внешнего исключительного положения считают себя призванными руководить человечеством и сами, не понимая
смысла человеческой жизни, учили и учат других людей жизни, которой они не понимают: тому, что жизнь человеческая есть не что иное, как личное
существование.
Жизнь, как личное
существование, отжита человечеством, и вернуться к ней нельзя, и забыть то, что личное
существование человека не имеет
смысла, невозможно. Что бы мы ни писали, ни говорили, ни открывали, как бы ни усовершенствовали нашу личную жизнь, отрицание возможности блага личности остается непоколебимой истиной для всякого разумного человека нашего времени.
Не может не видеть человек, что
существование его личности от рождения и детства до старости и смерти есть не что иное, как постоянная трата и умаление этой животной личности, кончающееся неизбежной смертью; и потому сознание своей жизни в личности, включающей в себя желание увеличения и неистребимости личности, не может не быть неперестающим противоречием и страданием, не может не быть злом, тогда как единственный
смысл его жизни есть стремление к благу.
Только если бы люди были боги, как мы воображаем их, только тогда они бы могли любить одних избранных людей; тогда бы только и предпочтение одних другим могло быть истинною любовью. Но люди не боги, а находятся в тех условиях
существования, при которых все живые существа всегда живут одни другими, пожирая одни других, и в прямом и в переносном
смысле; и человек, как разумное существо, должен знать и видеть это. Он должен знать, что всякое плотское благо получается одним существом только в ущерб другому.